Если вы хотите научиться чуть лучше понимать окружающий мир и других людей, начните играть в куклы. По крайней мере с этого началась теория разума - Theory of Mind (ToM). Маленьким детям показывали две куклы - Салли и Энни, которые игрались с шариком из мрамора. У куклы Салли - корзинка. У куклы Энни - ящичек. Перед детьми разыгрывается небольшой спектакль, к результате которого кукла Салли кладет шарик к себе в корзинку и уходит. А в этот момент кукла Энни забирает шарик из корзинки Салли и кладет его к себе в ящичек. После этого детям задается вопрос - первое, где сейчас находится шарик (чтобы убедиться, что ребенок все видел и понял) и второе, где будет искать шарик кукла Салли, когда вернется?

Ответ на этот вопрос, каким бы простым он не казался, имеет колоссальную важность для человечества. Как вам кажется, что говорят дети? А вот и неправильно! Все зависит от возраста ребенка. Если ребенку три или меньше года (или если ребенок болен аутизмом), то он говорит, что кукла Салли (которая ничего не видела) будет искать шарик сразу в ящичке куклы Энни. Другими словами, дети до трех лет не понимают, что их разум отличается от разума других и не имеют понятия о том, что человек может ошибаться. А к пяти годам человек вдруг понимает, что мышление других отличается, более того, это мышление можно предсказать. Они говорят, что кукла Салли будет искать шарик у себя в корзинке, ибо она его там оставила и не видела, как другая кукла его переложила.

Другой классический эксперимент ToM состоит в том, что детям показывают коробку, которая похожа на коробку конфет, вот только внутри карандаши. Как только дети видят, что внутри карандаши вместо конфет, им задается вопрос "А что подумают другие дети, что в коробке?" Трехлетние вновь отвечают - карандаши, а пятилетние - конфеты.
читать дальше